Быстро и удобно: пошаговая инструкция по оформлению наследства через МФЦ
Сталкиваясь с оформлением наследственных прав, большинство людей уверены, что сделать это можно только с помощью нотариуса. Однако, мало кто знает, что с недавних пор появилась возможность проводить эту процедуру и другими способами.
Один из них — оформление наследства через МФЦ (многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг). В данном случае также потребуется помощь нотариуса, но минимальная — нужно будет взять в нотариальной конторе всего одну справку, что выйдет гораздо дешевле, чем полное оформление процедуры.
Можно ли оформить наследство через МФЦ?
Многофункциональный центр — это организация, позволяющая получать множество государственных и муниципальных услуг в одном месте. Такие центры имеются почти во всех городах РФ, работают под брендом «Мои документы» и являются посредниками между государственными органами и населением. Оформление наследства через МФЦ — новая, но уже хорошо зарекомендовавшая себя услуга.
У способа есть несколько весьма существенных преимуществ:
- быстрое оформление — в течение 10-15 дней;
- можно всю процедуру провести в одном месте, не бегая по разным инстанциям;
- график работы, адаптированный для удобства населения — с 8.00 до 20.00;
- возможность предварительной записи на прием, что исключает долгое ожидание в очереди;
- наличие электронной системы обслуживания клиентов;
- сотрудник, работающий с наследником, осуществляет помощь на всех этапах оформления — от проверки правильности заполнения бумаг до регистрации наследуемого имущества в Росреестре по окончании процедуры.
[expert_bq id=2408]По закону вступать в права наследования необходимо в течение 6 месяцев со дня смерти родственника. Впоследствии это можно будет сделать только через судебное разбирательство, если для опоздания имелись уважительные причины — длительная командировка, тяжелая болезнь и т. д.[/expert_bq]
Порядок оформления прав собственности через «Мои документы»
Чтобы понять, как оформить наследство через МФЦ, нужно внимательно ознакомиться с пошаговой инструкцией по проведению данной процедуры.[ads-mob-1]
Наследнику предстоит последовательно совершить ряд действий:
[ads-pc-1]
- подать нотариусу заявление на получение свидетельства о праве на наследование имущества умершего родственника. Там же можно узнать, какие документы необходимо собрать для оформления процедуры;
- оплатить госпошлину;
- записаться на прием в ближайшее отделение МФЦ или по прибытии в центр воспользоваться системой электронного обслуживания клиентов;
- предоставить специалисту центра выданное нотариусом свидетельство о получении права на наследство и собранный заранее пакет документов для оформления процедуры;
- выяснить у работника МФЦ, когда процедура будет завершена, получить расписку о том, что документы сданы;
- в назначенный день вновь посетить многофункциональный центр, предоставить выданную ранее расписку и получить выписку из ЕГРН о том, что наследуемое имущество зарегистрировано на нового собственника. Это и будет являться подтверждением окончательного вступления гражданина в права наследования.
Перечень необходимых документов
Чтобы процедура по оформлению наследства была проведена быстро и без задержек, желательно заранее позаботиться о сборе необходимых документов.
В список документов для оформления наследственных прав входят:
- заявление, составленное по образцу;
- документ, удостоверяющий личность правопреемника;
- свидетельство о праве на наследование имущества;
- свидетельство о смерти наследодателя;
- справка о прописке с последнего места жительства — выписка из домовой книги или ЕГРН;
- документы о праве собственности на наследуемое имущество — договор купли-продажи квартиры и т. д.;
- при отсутствии завещания, документ, доказывающий, что заявитель приходится близким родственником наследодателя;
- справка об оплате госпошлины.
Список требуемых документов может незначительно меняться в зависимости от вида наследуемого имущества. Иногда работники МФЦ просят предоставить дополнительные бумаги, например, технический план на недвижимость, выданный БТИ, кадастровый паспорт и т. д.[ads-mob-2]
Если заявление подается не самим наследником, а его представителем, необходимо иметь на руках нотариально заверенную доверенность на ведение дела об оформлении наследственных прав.
+7 (812) 425-62-38 - Санкт-Петербург и обл.
8(800)-350-97-52 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
Размер и оплата госпошлины
Квитанцию об оплате госпошлины нужно предоставить нотариусу во время подачи заявления на оформление свидетельства о праве на наследство. Ее оплачивает каждый правопреемник в зависимости от величины наследуемой доли.
Размер госпошлины составляет:
- 0,3% для наследников первой очереди, при этом итоговая сумма не должна превышать 100 000 рублей;
- 0,6% для наследников второй и последующей очередей, а также для посторонних лиц, являющихся правопреемниками по завещанию, не более 1 000 000 рублей.
Возможен ли отказ и по каким причинам?
Иногда работники многофункциональных центров вынуждены отказывать клиентам, обратившимся с заявлением по поводу оформления наследства. При возникновении подобной ситуации сотрудник МФЦ обязан объяснить гражданину, по какой причине это произошло.[ads-mob-3]
[ads-pc-4]Основаниями для отказа могут стать:
- неверно составленное заявление;
- собраны не все требуемые документы;
- ошибки, исправления в предоставленных документах;
- имущество находится под арестом или залогом;
- судебное разбирательство, касающееся объекта наследования.
Если человек считает, что ему отказали в предоставлении услуги неправомерно, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному юристу. Оформление наследственных прав всегда связано с хлопотами и проблемами.
Многофункциональные центры позволяют значительно снизить их количество, оказывая максимальную помощь заявителю, консультируя его по всем возникающим вопросам.