Организация обучения детей-инвалидов: права ребенка в школе, дистанционные центры и поступление в ВУЗ
Современные власти озабочены тем, чтобы образование детей-инвалидов было на требуемом уровне. Для этого создаются специальные программы дистанционного обучения, центры и многое другое.
Однако родители должны знать, какие есть возможности для их детей, чтобы права несовершеннолетних не были ущемлены. Стоит отметить, что помимо федеральных программ есть и региональные, которые действуют только в рамках конкретно взятого субъекта РФ.
Как осуществляется организация процесса обучения в ДОУ?
Права несовершеннолетних на получение дошкольного образования и методы обучения, указаны в различных нормативно-правовых актах, к ним относятся:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- ФЗ-181 от 24.11.1995 года;
- ФЗ-273 от 29.12.2012 года;
- Государственный стандарт дошкольного образования;
- Приказ Минюста № 1014 от 30.08.2013 года;
- санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных учреждениях.
Образовательная деятельность должна осуществляться на протяжении всего времени, что ребенок находится в ДОУ, в нее включается:
- совместная работа преподавателя с детьми;
- ведение образовательной деятельности в режимных моментах;
- самостоятельная работа детей.
При этом необходимо обеспечить социальное, познавательное, речевое, художественное и физическое развитие несовершеннолетних. В некоторых ДОУ действуют программы по социальной адаптации детей-инвалидов. Они предполагают индивидуальный подход к каждому ребенку.
Так, с ними дополнительно работают психологи и социальные педагоги. Также для таких воспитанников разрабатывается специальная программа обучения, которая будет полностью соответствовать их физическим возможностям.[ads-mob-1]
Индивидуальная программа занятий и реабилитации в ДОУ
В каждом ДОУ разрабатывают программы для реабилитации детей-инвалидов в соответствии с их возрастом, психоэмоциональным состоянием и возможностями.
Обычно разделяют несовершеннолетних с ограниченными возможностями на несколько категорий, у которых имеются нарушения в области:
- слуха;
- зрения;
- речи;
- опорно-двигательного аппарата;
- психического развития;
- интеллекта;
- эмоционально волевой (в том числе аутизм).
План по работе с детьми-инвалидами должен составлять каждый воспитатель, если они посещают его занятия. Однако обычно создаются специальные группы для малышей с нарушениями в различных областях.
Права ребенка-инвалида в общеобразовательной школе
Они обеспечиваются статьей 19 ФЗ-181 от 24 ноября 1995 года. Так, данные граждане имеют право получать бесплатное обучение в образовательных учреждениях любого уровня.
Если ребенок в силу состояния здоровья не может посещать общеобразовательную школу, то он может быть зачислен в коррекционную. Однако она присутствует не во всех районах.
При отсутствии коррекционной школе в районе можно воспользоваться одним из следующих вариантов:
- занятия в Центре дистанционного обучения (письмо Минобрнауки РФ от 10.12.2012 года № 07-832);
- получение образования на дому (ФЗ-273);
- дома в форме семейного образования (письмо Минобрнауки от 15.11.2013 года № НТ-1139/08).
В последнем случаи родители обязуются самостоятельно предоставить ребенку знания в соответствии с системой ГОСТ-Р. Ребенок проходит в школе промежуточную и государственную аттестацию в установленные сроки.
+7 (812) 425-62-38 - Санкт-Петербург и обл.
8(800)-350-97-52 - Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
План работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями
Целью создания подобных планов, является обеспечение непрерывного индивидуального сопровождения детей-инвалидов, опытными специалистами.[ads-mob-2]
Вот основные задачи, которые должны решаться во время реализации плана работы:
[ads-pc-1]
- своевременное выявление детей, которым необходима помощь социального педагога;
- выявление образовательных способностей несовершеннолетних;
- создание необходимых условий для обеспечения всестороннего развития личности ребенка;
- оказание требуемой социальной, психологической, медицинской и педагогической помощи с учетом особенностей заболевания;
- предоставление возможности обучаться дополнительно в рамках коррекционной школы;
- обеспечение социальной адаптации и формирование здорового образа жизни;
- оказание информационной поддержки родителям ребенка-инвалида.
Подобные педагоги есть в различных муниципальных учреждениях. Планы составляются уполномоченными органами с учетом физических возможностей несовершеннолетних.
Условия дистанционного обучения на дому
На него могут перейти те дети, которые не обладают возможностью посещать образовательное учреждение вместе с другими. При этом ребенок получает ту же информацию, что и остальные.
Во время образовательного процесса, несовершеннолетние должны получить:
- все необходимые учебники, справочники и другие методические материалы, которые находятся в школьной библиотеке;
- обучение специалистами из числа кадровых сотрудников школы;
- аттестат после прохождения государственных экзаменов.
Ребенок с помощью специального программного обеспечения должен соединиться со своим классом. Учитель, в свою очередь, должен проконтролировать, чтобы соединение было стабильным, а связь двухсторонней. С помощью гарнитуры школьник может слышать, что происходит в классе, а видеокамера обеспечивает изображение.[ads-mob-3]
Центры дистанционного образования
Для записи в центр дистанционного образования необходимо предоставить полный пакет документов, обычно в него входят:
- паспорта родителей и ребенка (до 14 лет предъявляется свидетельство о рождении);
- справка об инвалидности;
- выписка из истории болезни с указанием диагноза, чтобы обеспечить ученика всем необходимым оборудованием;
- справка о возможности работать с компьютером;
- психолого-медико-педагогическое заключение об образовательном маршруте;
- программа реабилитации;
- разрешение на обработку персональных данных;
- характеристика с места учебы;
- согласие родителей на обучение их ребенка-инвалида по адаптированной программе;
- сведения о составе семьи.
[expert_bq id=2414]Стоит отметить, что за установку требуемого программного обеспечения, отвечают специалисты Центра. Они же обучают родителей и ребенка пользоваться техникой. В таких учреждениях дети получают все необходимые знания и могут пройти итоговую аттестацию.[/expert_bq]
В какие образовательные учреждения может поступить ребенок с инвалидностью после школы?
Закон не предусматривает ограничений в выборе профессии. Однако необходимо учитывать физические и умственные способности ребенка при овладении им конкретно взятой профессии.
Есть возможность поступать в:
- высшие учебные заведения;
- средне-специальные учреждения.
В различных регионах предусмотрены льготы, согласно которым абитуриентам с ограниченными возможностями предоставляются места не на конкурсной основе. Также они могут получать различные социальные выплаты из регионального бюджета.
Какие именно выплаты положены в конкретно взятом субъекте РФ, необходимо уточнять на сайте регионального правительства. Также можно проконсультироваться у юриста.
Предоставление льгот при поступлении в колледж и ВУЗ
Вот основные преимущества, которые есть у инвалидов при получении профессионального образования:
[ads-pc-4]
- при одинаковом количестве набранных баллов предпочтение отдается инвалиду;
- бесплатное питание;
- компенсация стоимости обучения до 100%;
- получение дополнительного времени для сдачи вступительных экзаменов (не более 1,5 часов);
- компенсация затрат на канцелярию.
Инвалиды должны проходить обучение вместе со всеми после окончания школы. Форма права в России изъявительная, поэтому о правах необходимо заявлять.[ads-mob-1]
При их нарушении стоит обращаться в ответственные структуры. Практикующие юристы всегда готовы помочь написать претензию в соответствии с действующими требованиями.